Исламская Республика готова к переговорам — включая диалог с Америкой
Автор: Мохаммад Джавад Зариф, иранский дипломат, государственный деятель. Является автором множества статей по разоружению, правам человека, международному праву и региональным конфликтам. Автор книги «Самооборона в международном праве и политике» (Self-defense in International Law and Policy), изданной в Денверском университете в 1988 г.
30 июля Масуд Пезешкиан был приведен к присяге в качестве нового президента Ирана. Всего через несколько часов после церемонии Исмаил Хания, бывший премьер-министр Палестинской национальной администрации и председатель политбюро ХАМАС, был убит Израилем в гостевом доме недалеко от президентского комплекса. Хания был приглашен на инаугурацию, и его убийство на иранской земле омрачило это событие, одновременно намекая на сложные вызовы, с которыми Пезешкиану предстоит столкнуться во внешнеполитической деятельности.
Тем не менее, Пезешкиан хорошо подготовлен к этим трудностям. Он понимает, что мир вступает в пост-однополярную эпоху, где глобальные игроки одновременно сотрудничают и конкурируют в различных сферах. Его внешнеполитическая стратегия достаточно гибка и отдаёт приоритет дипломатическому взаимодействию и конструктивному диалогу, а не устаревшим подходам. Его видение безопасности Ирана носит комплексный характер, объединяя традиционные оборонные возможности с повышением уровня человеческой безопасности через экономические, социальные и экологические реформы.
Пезешкиан стремится к стабильности и экономическому развитию на Ближнем Востоке. Он намерен наладить сотрудничество с соседними арабскими странами и укрепить отношения с союзниками Ирана. Кроме того, он хочет конструктивного взаимодействия с Западом. Правительство Пезешкиана готово к урегулированию напряженных отношений с Соединенными Штатами, где также недавно прошли президентские выборы. Президент надеется на равноправные переговоры по ядерной сделке -и, возможно, на большее.
Однако, как ясно дает понять Пезешкиан, Иран не пойдет на уступки в ответ на необоснованные требования. Страна всегда будет противостоять израильской агрессии и твердо защищать свои национальные интересы.
Региональная политика
Этот исторический момент стабильности нельзя упускать. В особенности Тегерану. После более чем двух веков уязвимости, Иран под руководством Верховного лидера Али Хаменеи доказал, что способен защитить себя от любой внешней агрессии. Новый президент намерен вывести это достижение на новый уровень, улучшив отношения с соседними государствами для создания регионального порядка, который способствует стабильности, благополучию и безопасности.
Наш регион слишком долго страдает от внешнего вмешательства, войн, сектантских конфликтов, терроризма, наркотрафика, дефицита воды, кризиса беженцев и экологических катастроф. Чтобы преодолеть эти вызовы, Иран намерен содействовать экономической интеграции, обеспечению энергетической безопасности, свободе судоходства, охране окружающей среды и межрелигиозному диалогу.
Эти усилия могут привести к новому региональному порядку, который уменьшит зависимость Персидского залива от внешних сил и вдохновит заинтересованные стороны на решение конфликтов через механизмы урегулирования споров. Региональные страны могут начать с использования подхода, подобного Хельсинкскому процессу, который привел к созданию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Иран и его соседи также могут опираться на мандат, предоставленный Генеральному секретарю ООН в 1987 году, согласно Резолюции 598. Эта резолюция, завершившая ирано-иракскую войну, призывала к консультациям с Ираном, Ираком и другими региональными государствами для разработки мер, способствующих безопасности и стабильности в Персидском заливе.
Конечно, для достижения мирного и интегрированного регионального порядка Ирану и его соседям предстоит преодолеть множество препятствий. Некоторые разногласия имеют глубокие корни и обусловлены различными интерпретациями истории. Другие связаны с недоразумениями, зачастую вызванными недостаточным уровнем коммуникации. Третьи являются политическими конструкциями, навязанными внешними силами, такими как обвинения в целях и характере ядерной программы Ирана.
Однако, Персидский залив должен двигаться вперед. Видение Ирана совпадает с интересами арабских стран, которые также стремятся к более стабильному и процветающему региону, ради будущих поколений. Иран и арабский мир способны преодолеть свои разногласия. Поддержка Ираном палестинского сопротивления может стать отправной точкой для такого сотрудничества. В конце концов, арабский мир объединен с Ираном в стремлении восстановить права палестинского народа.
Перезагрузка отношений
После более чем 20 лет экономических ограничений Соединенные Штаты и их западные союзники должны осознать, что давление на Иран не работает. Их усиливающиеся принудительные меры неоднократно приводили к обратным результатам.
На пике недавней кампании Вашингтона по максимальному давлению и всего через несколько дней после того, как Израиль убил ведущего иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде, иранский парламент принял закон, обязывающий правительство ускорить развитие ядерной программы и сократить международный контроль. После того, как в 2018 году президент Дональд Трамп вышел из ядерной сделки, количество центрифуг в Иране значительно увеличилось, а уровни обогащения урана выросли с 3,5% до более чем 60%. Вряд ли это бы произошло, если бы Запад придерживался стратегии сотрудничества. В этом отношении сам Трамп, который вновь вступит в должность в январе, а также партнеры Вашингтона в Европе несут ответственность за продолжающийся прогресс Ирана в ядерной сфере.
Вместо усиления давления Западу следует искать решения, выгодные для всех сторон. Ядерная сделка — уникальный пример такого подхода, и Запад должен попытаться возродить её. Для этого необходимы конкретные и практические действия, включая политические и законодательные меры, а также взаимовыгодные инвестиции, чтобы Иран смог получить обещанные экономические выгоды. Если Трамп решит предпринять такие шаги, Иран готов к диалогу, который принесет пользу как Тегерану, так и Вашингтону.
На более широком уровне западные политики должны признать, что стратегии, направленные на столкновение Ирана и арабских стран через инициативы, вроде так называемых «Соглашений Авраама» по нормализации отношений между арабскими странами и Израилем, ранее не оправдали себя и в будущем тоже обречены на провал. Западу необходим более конструктивный подход, который учитывает уверенность Ирана, признает его как неотъемлемую часть региональной стабильности и ищет совместные решения общих проблем.
Такие вызовы могут подтолкнуть Тегеран и Вашингтон к сотрудничеству в управлении конфликтами вместо их эскалации. Все страны, включая Иран и США, заинтересованы в устранении коренных причин региональных беспорядков.
Хотя современный Иран уверен в своей способности сражаться и защищать себя, он стремится к миру.
Это означает, что все страны заинтересованы в прекращении израильской оккупации. Всем следует понять, что борьба будет продолжаться до тех пор, пока оккупация не завершится. Израиль может считать, что способен навсегда победить палестинцев, но это заблуждение: народ, которому нечего терять, нельзя победить.
Организации, такие как «Хезболла» и ХАМАС, представляют собой народные движения за освобождение, возникшие в ответ на оккупацию. Они будут играть значительную роль до тех пор, пока сохраняются нынешние условия, то есть, до тех пор, пока право палестинцев на самоопределение не будет реализовано. Промежуточные шаги могут включать в себя немедленные прекращения огня в Ливане и Газе.
Иран может продолжать играть конструктивную роль в завершении нынешнего гуманитарного кризиса в Газе, сотрудничая с международным сообществом для достижения долговременного и демократического решения конфликта. Иран согласится с любым решением, приемлемым для палестинцев, но его правительство считает, что лучший выход из этой многолетней трагедии — референдум, на котором все жители между рекой Иордан и Средиземным морем — мусульмане, христиане и евреи, а также палестинцы диаспоры XX века и их потомки, смогут определить жизнеспособную систему управления.
Этот подход соответствует международному праву и основывается на опыте Южной Африки, где апартеид был преобразован в демократическое государство.
Конструктивное взаимодействие с Ираном в сочетании с приверженностью многосторонней дипломатии может помочь построить основы для глобальной безопасности и стабильности в Персидском заливе. Это может снизить напряженность и содействовать долгосрочному процветанию и развитию. Такой переход крайне важен для преодоления затяжных конфликтов.
Хотя современный Иран уверен в своих силах защищать себя, он стремится к миру и полон решимости построить лучшее будущее. Иран может быть надежным и верным партнером, если партнерство основывается на взаимном уважении и равных условиях. Важно не упустить эту возможность для нового начала.