Расширение и влияние НАТО
В итоговой декларации саммита НАТО подчеркивались планы североатлантического союза по расширению сотрудничества на Балканах и Черном море и укреплению своего присутствия на Ближнем Востоке и в Африке. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул, что Североатлантический союз активизирует сотрудничество с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе и Европейским союзом в ответ на растущее влияние России, Китая, Ирана и Северной Кореи, “чтобы помочь сохранить мир и защитить международный порядок, основанный на правилах”. На правилах, установленных ослабевающим мировым гегемоном, а не на международном праве, заметьте. Столтенберг также отметил, что Китай играет значительную роль в войне России против Украины.
Стоит подчеркнуть, что должность генерального секретаря НАТО, которую Столтенберг вскоре покинет, была создана для содействия политическому диалогу и сотрудничеству между государствами-членами — роль, которую военные лидеры не могли выполнять должным образом. Несмотря на выдающуюся роль многих бывших генеральных секретарей, эта должность не имеет права голоса в Североатлантическом совете и ограничивается укреплением сотрудничества и представлением заявлений Североатлантического союза.
Лорд Питер Кэррингтон, возглавлявший НАТО с 1984 по 1988 год, выразил разочарование этой ролью из-за отсутствия у нее реального авторитета. Интересно, что генеральным секретарем НАТО может быть назначен любой гражданин ЕС, в то время как должность главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе зарезервирована за американским военным офицером.
Еще одной примечательной деталью является то, что хранилища ядерных бомб B-61 в странах НАТО охраняются исключительно силами специального назначения США, доступ к которым имеют только американские военнослужащие.
Это поднимает вопросы о суверенитете государств-членов НАТО в отношении размещения и применения ядерного оружия.
Тайвань и Украина: Параллели и действия США
В декларации Вашингтонского саммита НАТО стратегическое партнерство между Москвой и Пекином упоминается как “причина для глубокой озабоченности”. Для того, чтобы понять, что послужило причиной для возникновения этого стратегического партнерства, вызывающего столь глубокую озабоченность, стоит провести параллель между тем, что происходит на Украине и тем, что происходит на Тайване.
Остров Тайвань, расположенный вблизи юго-восточного побережья континентальной части Китая, принадлежит ему испокон веков. Народ Тайваня имеют те же корни, что и народ материка. В ходе захватнической войны против Китая в 1895 году Япония оккупировала Тайвань. В 1945 году, после Второй мировой войны, Тайвань был уже возвращен Китаю как де-юре, так и де-факто. Это было безоговорочно признано международным сообществом.
На сегодняшний день, Китай имеет дипломатические отношения со 161 государством мира, которые ясно заявили, что признают факт существования лишь одного Китая и что Тайвань является его частью. Правительство Китайской Народной Республики признано ими единственным законном правительством Китая.
Возникновение же тайваньского вопроса является как наследием гражданской войны в Китае, так и результатом вооруженного вмешательства США.
В июне 1950 года после того, как разразилась корейская война, президент США Трумэн опубликовал заявление, в котором объявил о том, что США воспрепятствуют “любому нападению на Тайвань” и что он отдал приказ своим вооружённым силам передислоцироваться на Тайвань. В декабре 1954 года Соединенные Штаты Америки заключили с тайваньскими властями так называемый “договор о взаимной обороне”, и китайская провинция Тайвань оказалась под “протекцией” США.
Позднее, в подписанных после 1972 года китайско-американских документах об установлении дипломатических отношений, США недвусмысленно признали, что в мире существует лишь один Китай и что правительство КНР является единственным законным правительством Китая. США согласились поддерживать с Тайванем лишь неофициальные связи и обязались постепенно сокращать поставки вооружений на Тайвань.
Однако, теперь Соединенные Штаты постоянно провоцируют Пекин, который пока реагировал лишь риторически, в форме заявлений. Все помнят, как Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей, отправилась с визитом на Тайвань, что меняет его дипломатический статус. Потом, то же самое сделал её приемник Кевин Маккарти. Комитет Сената США по международным отношениям принимает закон в отношении Тайваня о политике, предоставляющей острову такой же дипломатический статус, как у любой страны, не входящей в НАТО. США увеличивают поставки оружия на Тайвань, повышают уровень его совместимости с вооружением НАТО. То есть, Вашингтон проводит те же действия, которые были осуществлены администрацией Байдена за годы перед вторжением России на Украину.
Политика США и Тибет
В середине июля президент США подписал законопроект “O содействии разрешению тибетско-китайского спора”, который признает понятие так называемого “Большого Тибета” и призывает правительство США противодействовать “дезинформации о Тибете”.
Представитель министерства предупредил, что продолжение действий США, которые рассматриваются как “грубое вмешательство во внутренние дела Китая”, может побудить Пекин предпринять решительные шаги для защиты своего суверенитета, безопасности и интересов развития. Всекитайское собрание народных представителей и региональный законодательный орган Тибетского автономного района также выступили с решительным осуждением действий США.
Экономическая стратегия США в отношении Китая
Вдобавок ко всему, Соединенные Штаты начали экономическое наступление на Китай, стремясь воспрепятствовать его технологическому прогрессу, оказывая давление на европейские, южнокорейские и японские компании с целью прекращения инвестиций в Китай. Тем временем, Вашингтон планирует перенести производство микрочипов с Тайваня в США, вложив в компании Intel 20 миллиардов долларов для инвестиций в строительство заводов по производству чипов в Аризоне, Огайо, Нью-Мексико и Орегоне.
Однако, проблем предостаточно. В США отсутствует техническая инфраструктура и квалифицированная рабочая сила, необходимые для производства чипов. Это привело к задержкам и критике, как это видно на примере трудностей TSMC в Аризоне.
Открытие завода Samsung в Техасе также было перенесено на 2025 год, поскольку южнокорейские и тайваньские фирмы пригласили собственных инженеров, что вызвало протесты американских профсоюзов. Блокада Тайваня может спровоцировать серьезный глобальный дефицит чипов и повлиять на мировую экономику. США также реализуют стратегию окружения Китая союзными Вашингтону государствами, включая Японию, Австралию, Гуам и Южную Корею, оснащая их современным оружием, аналогичным тому, которое было предоставлено Украине.
Военное напряжение и стратегические решения
В ответ на политику США, военные учения Китая становятся все более масштабными. Аналитики из корпорации Rand прогнозируют, что морская блокада Тайваня может стать вероятным исходом в случае дальнейшей эскалации напряженности. Китай продемонстрировал свою способность быстро перебросить корабли и бомбардировщики на Тайвань, что потенциально лишает США возможности вовремя отреагировать. Зависимость Тайваня от импорта энергоносителей и программа «зеленых» Демократической прогрессивной партии, которая включает закрытие атомных электростанций, могут сделать остров уязвимым в случае крупного конфликта.
Пекин осознает, что любые военные действия против Тайваня могут привести к экономическим санкциям, аналогичным тем, которые были введены в отношении России, что может серьезно повлиять на его экономику и потенциально спровоцировать глобальный экономический спад. Несмотря на эти трудности, Вашингтон ожидает, что Китай может начать конфликт из-за Тайваня к 2027 году. Пентагон, однако, признает свою неготовность к прямой конфронтации с КНР, учитывая ее быстрое военное продвижение. США могут рискнуть всем своим Тихоокеанским флотом, чтобы прорвать военную блокаду, и есть планы использовать Японию в качестве стратегического тарана против Китая, как это было с Украиной. Но, собирается ли Япония играть эту роль — отдельный вопрос.
Таким образом, у США два варианта: пойти на уступку и признать фактический переход Тайваня под контроль Пекина или увязнуть еще в одной войне в то время, как Белый Дом занят, поддерживая и вооружая Украину и Израиль. Похоже, что нынешние американские власти забыли заветы идеолога мировой гегемонии США Збигнева Бжезинского, который предупреждал, что Вашингтону важно сохранять баланс в треугольнике трех сверхдержав, вершиной которого всегда должны быть Соединенные Штаты и не допускать союза России и Китая.
Приверженность вечной дружбе.
Российский и китайский лидеры встретились в Астане, в рамках саммита ШОС. По словам российского лидера, отношения между Россией и Китаем переживают лучший период в своей истории, строясь на принципах равноправия. Си Цзиньпин, в свою очередь, призвал к повышению “уникальной ценности российско-китайских отношений”. Путин пригласил Си Цзиньпина на саммит БРИКС в Казани в октябре этого года. До этого лидеры двух стран уже встречались полтора месяца назад. Китай стал первой страной, которую посетил с визитом президент России после своего переизбрания на очередной срок.
В начале июля, Вооруженные силы Китая и России начали совместные учения “Морское взаимодействие-2024” в морской акватории и воздушном пространстве на юге Китая, сообщило Министерство обороны КНР. Совместные учения с ВС КНР были также проведены на территории Беларуси на границе с Польшей. После них, по заявлению президента Лукашенко, ВСУ отвела свои войска от совместной границы Украины с Беларусью.
Агентство Bloomberg опубликовало 21 июня статью о том, что Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин одерживают победы, так как, всë большее количество азиатских стран стремятся стать членами объединения стран БРИКС. К тому же, лидер Китая Си Цзиньпин призвал страны Глобального Юга иметь большее влияние в международных делах, активизируя свои усилия по борьбе с влиянием США во всем мире.
В ответ, 8 июля спикер Палаты представителей США Майк Джонсон объявил, что Конгресс намерен к концу 2024 года принять значительный законодательный пакет, направленный на противодействие Китаю. Джонсон назвал Китай “величайшей угрозой глобальному миру”, подчеркнув необходимость того, чтобы Конгресс использовал “все доступные инструменты” для решения этой проблемы. Джонсон охарактеризовал Китай как лидера “оси противников”, в которую входят Россия, Иран, Северная Корея, Венесуэла и Куба, утверждая, что Пекин оказывает влияние на эти страны, чтобы подорвать глобальное влияние США.
США стали первой страной в истории международных отношений, в доктринальных документах которой конкретные страны названы главными противниками, причём, одновременно.
Внешняя политика Иран в новом мире
Избранный президентом Ирана Масуд Пезешкиан опубликовал программную статью “Моё послание новому миру” и рассказал, какой будет внешняя политика страны в период его президентства. В Послании президента говорится, что Иран выступает за создание “сильного региона, а не такого, где одна страна стремится к гегемонии и доминированию над другими”. “Китай и Россия последовательно поддерживали нас в трудные времена, мы глубоко дорожим этой дружбой…Иран продолжит уделять приоритетное внимание сотрудничеству с ними, особенно в рамках БРИКС, ШОС и ЕАЭС” – поделился планами новый президент.
Региональная интеграция
Евразийское экономическое сообщество
На фоне распада глобального пространства, именно ЕАЭС, ШОС и БРИКС являются основными инструментами, с помощью которых формируются остов нового многополярного мира, в основе которого лежит всесторонняя интеграция.
В Евразийском регионе первым уровнем интеграции является ЕАЭС — Евразийское Экономической Сообщество, в которое входят пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Это — чрезвычайно сложный, турбулентный регион. Здесь есть внутренние проблемы и противоречия, включая вопросы распределения водных ресурсов, угрозу радикализма и терроризма, наркотрафика, высокий уровень коррупции. Процесс интеграции в нём проходит медленно, потому что это – объективно сложный процесс. Однако, у всех лидеров этих стран есть понимание, что в глобальном противостоянии выжить в ожесточённой борьбе за влияние и ресурсы могжно только вместе.
Одна из главных повесток ЕАЭС – торгово-экономическое сотрудничество и оно стабильно развивается, поскольку синхронизируются законодательства стран-участниц, развивается транспортная логистика. Региональную безопасность обеспечивает Договор о коллективной безопасности — ОДКБ. Его, кроме пяти стран-членов ЕАЭС, подписали также Таджикистан и Узбекистан. Государства, участвующие в этой организации, обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами и воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях.Согласно уставу организации, государства – участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства – участника.
В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом.
Шанхайская Организация Сотрудничества
Вторым уровнем региональной интеграции можно назвать Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС). В неё входят: Индия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Нужно сказать, что саммит организации, прошедший в Астане 3-4 июля, стал переломным в геополитическом плане. В этом году состав ШОС расширился – в неё была принята первая европейская страна — Беларусь. Теперь государств-членов стало 10, они совместно и открыто обсуждали общие проблемы.
При этом, саммит ШОС в Астане отличался безукоснительным следованием протоколу. На это обратил внимание ТГ-канал «Записки казахского китаеведа». На нем не было вывесок на английском языке, поскольку официальными языками были русский и китайский. Решение исключить английский язык было объяснено как отражение серьезного характера ШОС и соблюдения правил, что символизирует конец однополярности