...

ЕАЭС в зоне Турбулентности и Перемен.

Лидеры стран Евразийского экономического союза одобрили начало переговоров по заключению временного соглашения о свободной торговле с Монголией.

Саммит прошел накануне Дня Победы в Москве.

Объединение существует уже 10 лет и о том, какие сейчас происходят интеграционные процессы, какие перспективы и вызовы стоят перед ЕАЭС, об этом в беседе eurasinpius ответил казахстанский политолог, директор общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов.

Почему решили задействовать пути товарооборота с Монголией?

«Тут нет ничего удивительного. Ситуация по Монголии – это формат ЗСТ, то есть Зона Свободной Торговли. Аналогичное сотрудничество было у ЕАЭС с Въетнамом. И это сотрудничество оказалось продуктивно, как для самого ЕАЭС, так и для Въетнама. Все, кто подписал тогда ЗТС, остались довольны сотрудничеством. Казахстан в том числе. Президент также ездил туда с официальным визитом. То есть, это такой пример продуктивного сотрудничества, которое начиналось, как ЗСТ, а затем стало международным.  У других стран с ЕАЭС сложилось аналогичное взаимодействие. Здесь речь идет о том, что это особый формат. Он не предполагает включение самой страны и ее членство в ЕАЭС и в то же время предполагает упрощенный формат сотрудничества в торговле и инвестициях. Преимущества при этом получают все. Речь идет о том, что ЕАЭС – это открытая структура и любая страна может подать заявку на участие в ЕАЭС и второй вариант сотрудничество ЗСТ».

Какой интерес у Монголии в сотрудничестве с ЕАЭС?

«У Монголии, по сути, ограниченность только двумя странами – это Китай и Россия. И для такой страны есть интерес в сотрудничестве с более широким кругом партнеров в плане торговли развития и экономики. Это взаимовыгодный формат взаимодействия в экономике и торговле с привлечением инвестиций. Также возможно это скажется на том, что будут открываться совместные предприятия. Вот такой идет интерес в плане сотрудничества с Монголией и Монголии с ЕАЭС».

Как может развиваться ЕАЭС и в каком направлении, чтобы выстоять в условиях текущих вызовов?

«Будем исходить из того, что ситуация конечно не такая простая, с которой столкнулось ЕАЭС, вопрос заключается в том, сможет ли ЕАЭС адаптироваться к новой геополитической реальности. Если сумеет адаптироваться, значит выстоит. Если не сможет, значит будет генерировать кризисы, либо сама будет сталкиваться с кризисами, которые будут связаны с растущей геополитической напряженностью. Для того, чтобы организация адаптировалась, ей надо придерживаться либеральной торговой политики, благодаря гибкости она и сможет выстоять в геополитической турбулентности».

Повлияет ли геополитическая напряженность на актуальность и востребованность таких организаций, как ЕАЭС?

«Такие организации будут востребованы. Сейчас в мире растет геополитическая напряженность.  Поддерживать экономические связи со странами Дальнего зарубежья, довольно проблематично. То в одном месте, то в другом — конфликт. Это приводит к тому, что надо постоянно искать какие-то маршруты, которые связывали бы две страны, которые находятся друг от друга на большом удалении. В такой ситуации, конечно, глобализация сталкивается с серьезными проблемами. Поэтому, в такой ситуации, больше всего становится востребованным именно региональное экономическое сотрудничество. Оно может проходить на уровне и двусторонних торговых соглашений, либо в формате как раз таки, как ЕАЭС, которые включают в себя страны большого региона, как например постсоветское пространство, страны Центральной Азии. Это и делает организации такого рода — востребованными. Если ЕАЭС сможет адаптироваться, она будет востребована и среди старых партнеров, и среди новых для экономического, торгового сотрудничества».  

 Как изменилась ситуация с товарооборотом между странами ЕАЭС за последние два года, как повлияли на это санкции против России?

«Речь идет именно о способности самой организации адаптироваться к тем вызовам, с которыми пришлось столкнуться. Скорее всего организация будет адаптироваться. Где-то будут связи меняться. Как пример, эффект стремительного роста товарооборота Казахстана с Арменией. Еще в 2022 году торговля с Арменией выросла более чем на 50 процентов.  В то же время, по итогам прошлого года у нас немного сократился рост товарооборота с Россией. Раньше мы в Россию меньше продавали, чем покупали, из России товаров. Сейчас этот дисбаланс потихоньку начинает выравниваться. Казахстан начинает больше продавать в Россию и меньше покупать. Скорее всего это тоже влияние в определенной степени санкций, данный процесс он дал о себе знать еще в период 2022, 2023 года. Тенденция усилилась. Но, если разобраться, этот процесс выравнивания баланса между Казахстаном и Россией начался еще со времен пандемии. В последние годы это стало просто заметным трендом, который наблюдается в торговле между нашими странами.  В целом взаимная торговля внутри ЕАЭС постепенно перестраивается, это тоже, так или иначе может быть связано с санкциями, которые, внедрили в отношении России Западные страны». 

Останется ли ЕАЭС в ближайшее время также в рамках экономической организации или же сможет вывести объединение во что-то большее? Президент на саммите в Москве выделил, как одну из главных задач, и как нерешенную проблему, «создание общего рынка энергоресурсов».

«Все-таки, это — экономическая организация. Она ею была и ею остается. Причина, по которой ЕАЭС не может перерасти экономические рамки, связано с тем, что есть три вида барьеров, на пути к свободной торговле – это есть сами баръеры, есть изъятия и ограничения. Вот эти аспекты до сих пор остаются в рамках ЕАЭС, а некоторые эти аспекты существуют еще с момента образования организации.  Проблемы именно торгового и экономического характера все еще сохраняются. И все переговоры, которые часто проходят между странами ЕАЭС, они касаются как раз того, чтобы избавиться от этих ограничений в торговле, которые мешают созданию общего рынка, которые мешают росту взаимной торговли. Вот эти аспекты есть. Поэтому говорить о том, что организация переросла свои рамки. не приходится. Если говорить о динамике, то рост объема торговли между странами на сегодняшний день составил порядка 85 миллиардов долларов, это опять же исторический рекорд, но все же, для наших стран и для наших экономик это далеко не предел. Это говорит о том, что потенциал для развития торговых и экономических связей есть, просто он еще полностью не раскрыт».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.