Повторная вспышка коварного вируса обнажила системные ошибки здравоохранения, констатировал президент Токаев. Большинство казахстанцев растеряно и разочаровано. Посты в социальных сетях кричат от возмущения, горя и даже ненависти к тем, кто должен был, но не смог защитить людей.
Наблюдение за трагическими событиями в Сирии и изучение кризиса, происходящего в этой стране, помогает мне видеть картину происходящего на нескольких уровнях — локальном, региональном, геополитическом — и складывать пазлы в одну мозаику.
Что делать казахстанцам и чему мы должны научиться в борьбе с пандемией? Чтобы понять это, попробуем собрать картину из нескольких пазлов.
Пазл 1. Социокультурные факторы играют серьезную роль в распространения вируса.
Скорость распространения болезни существенно отличается в северных и южных странах.
Там, где семейный уклад не предполагает массовых собраний по любым поводам, распространение инфекции проходит менее драматично.
Население стран Скандинавии отличается не только флегматичным характером, оно проявляет больше доверия к действиям правительства. Поэтому любые меры, принимаемые властями, воспринимаются с пониманием. Безусловно, это связано с грамотным государственным управлением.
Международные эксперты отмечают, что мощный кризис не только общественного здравоохранения, но и всей системы государственной политики наблюдается во многих странах. На данном этапе он выражается в противоречивых и неэффективных действиях властей в борьбе с пандемией. Ошибки в государственном управлении объясняются их застарелым характером, в то время как мировой кризис требует новых, нестандартных решений.
Даже на уровне понятий сигналы, подаваемые государством обществу, ошибочны. Вместо социального дистанцирования корректнее говорить о физическом дистанцировании, так как в социальном смысле люди как раз должны оставаться вместе, хотя бы с помощью интернета, телефонной и мобильной связи.
Многие страны используют призыв «оставайтесь дома» вместо сигнала «работайте из дома», что с точки зрения психологической мотивации тоже неверно.
В Казахстане трагедия с пандемией также вскрыла назревавшие годами нарывы. Всепроникающая коррупция, узость мышления некоторых чиновников, их неспособность нести ответственность за принятие решений привели к тотальной потере народного доверия к власти.
Бессмысленный порой бюрократизм выявил неповоротливость системы управления в чрезвычайных ситуациях. Закланием в жертву бывшего министра здравоохранения или привычным перетасовыванием колоды чиновников этих проблем уже не решить. Назрела срочная необходимость изменения системы государственного управления в целом. При этом в государственном аппарате есть множество умных людей, честно и добросовестно работающих. Они осознают насущность политических реформ и готовы к ним.
Казахское поверье, сказующее о том, что если не верить в беду или в болезнь и не говорить о них вслух, то они обойдут тебя стороной, совершенно точно не работает при мировых эпидемиях новых вирусов.
Нам нужно ввести обязательные правила общения в обществе. Люди с подозрением на вирусное заболевание или уже заболевшие им обязаны сообщать об этом. Чем раньше окружающие узнают, тем меньшим будет количество инфицированных. Мы все переболеем, но лучше позже, чем раньше. Не нужно осуждать тех, кто пошел или не пришел на похороны или поминки. Это право выбора каждого. Но, если сходил, будь добр, самоизолируйся.
Ситуация в Казахстане непростая. Все ругают правительство за бездействие и коррумпированность, врачей — за непрофессионализм, фармацевтов – за жажду наживы и бесчеловечность, народ – за безответственность и слепое следование традициям. И абсолютно все граждане Казахстана уверены, что у нас дела идут хуже всех.
Пазл 2. Но не мы одни страдаем.
Возьмем для примера страны Ближнего Востока и начнем с продвинутого Израиля. Правительство страны предупреждает о возможности введения нового тотального карантина, хотя еще недавно израильский опыт противодействия COVID-19 считался одним из самых успешных, прежде всего из-за низкой смертности.
На 9 июля в стране зарегистрировано рекордное число — 1231 новый случай заболевания за один день, причем 350 из них — в армии обороны Израиля. Это число вдвое больше, чем было во время первой волны пандемии в марте и апреле. Об этом сообщает ближневосточное издание Al Monitor.
В израильских соцсетях активно обсуждают неэффективные действия правительства — например, запрет на работу кондиционеров в общественном транспорте, а также требование ношения масок на улице, даже в случае, если рядом никого нет.
Израильтяне также признают, что резкая активность вируса возникла сразу после смягчения карантинных мер, поскольку резко возобновилась социальная активность, включая молодежные тусовки.
Офер Шелах – лидер оппозиции, депутат Кнессета, ранее возглавлявший парламентскую комиссию по контролю над действиями правительства в этой области, возмущен тем, что в управлении кризисом нет системы.
О кризисе в системе управления заявила и ушедшая в отставку глава службы общественного здравоохранения Сигаль Садецки. Она подчеркнула, что чиновники не были наделены соответствующими полномочиями, поэтому необходимые решения принимались с замедлением и все достижения первого этапа борьбы с эпидемией были сведены на нет. Об этом в российском «Коммерсантъ» пишет эксперт по Ближнему Востоку Марианна Беленькая.
Если даже такие высокоразвитые государства, как Израиль и США, не справляются с текущими вызовами, может быть, осознание этого факта поможет нам выйти из состояния растерянности и найти правильные решения?
Казахстанцам необходимо выработать не только коллективный иммунитет, но и коллективную модель преодоления страха. Сейчас, после гибели большого количества людей, он сковал наши души, полностью вытеснив безрассудное неверие в существование нового вируса на начальном этапе пандемии.
Вернемся к Ближнему Востоку, где кроме Израиля рост инфицирования COVID-19 наблюдается и в других странах. В пятерку региональных лидеров по числу заболевших также входят Турция, Катар и Ирак. На первом месте по числу инфицированных находится Иран.
Второе место по числу заболевших в регионе занимает Саудовская Аравия, превысившая суточный рост инфицированных более 4 тысяч человек. Общее число заболевших превышает 214 тысяч человек, число летальных случаев приближается к 2 тысячам. Американское издание The Wall Street Journal сообщило, что десятки дипломатов США покидают королевство из-за ухудшающейся эпидемиологической ситуации.
В этом году мусульмане всего мира не смогут посетить Мекку. Из-за высокого риска заражения отменен обязательный для каждого верующего хадж.
А между тем шейха Басма аль Саид – сестра нынешнего султана Омана — на онлайн-конференции международной организации WindTrade рассказала, что в султанате прирост инфицированных за один день составил свыше 1,5 тысячи случаев. Однако в этот раз вместо жесткого карантина власти расширяют масштаб тестирования населения и увеличивают коечный фонд. Сама шейха проводит регулярные онлайн-сессии психотерапии и разъяснительные беседы в прямом эфире, призывая граждан к соблюдению ограничений и повышению личной ответственности перед всем обществом.
Самая трагичная ситуация сложилась в Йемене. Возможности для диагностики в воюющей стране ничтожно малы, а показатель смертности чрезвычайно высок. Коллективный иммунитет измученного войной, голодом и другими инфекционными заболеваниями населения подорван и находится на уровне полного уничтожения.
Пазл 3. Осознать глобальность пандемии.
Новая инфекция одинаково поражает страны с различными социальными системами, людей разных возрастов и цвета кожи, президентские дворцы и многоквартирные жилые кварталы.
Поэтому стремление к демократизации общества необходимо временно заменить пониманием демократичности коронавируса.
Поведение людей во время кризисов зависит от способности сочувствовать и брать на себя ответственность за судьбы людей. Отсутствие этих качеств вызывает эгоистичное желание нажиться на людском горе. Эти негативные человеческие свойства проявляются не только на местном, но и на глобальном уровне.
Так, казахстанцы обвиняют «фармакологическую мафию в мародерстве», чиновников в коррупции. А Италия, Испания и Греция возмущены тем, что соседи по Европейскому союзу не пришли на помощь, когда ситуация в этих странах была близка к катастрофической. Италию спасли российские, кубинские и китайские врачи.
Одновременно вся Европа обижена на США, потому что они перехватили и увезли американцам прибывший из Китая и предназначенный для граждан ЕС гуманитарный груз.
Казахстану оказали гуманитарную помощь такие страны, как США, КНР, Турция, ОАЭ, Катар, Польша, Индия и Япония. Россия, вдобавок к самолету с гуманитарным грузом, прислала команду из 32 врачей, приедут еще другие. Друзья познаются в беде.
Пазл 4. Пандемия вызывает неопределенность в умах людей.
На фоне пандемии получили развитие различные теории заговора. Многие молодые люди проявляют страстное желание доказать «вред» 5G, ищут подвохи в действиях власти и обвиняют Билла Гейтса в связи с разработкой его фондом смертельных вакцин, политикой депопуляции и планами микрочипирования человеческой расы с целью полного контроля населения планеты. И это не только в Казахстане. Так, депутат итальянского парламента Сара Куниал требует предать бывшего главу Microsoft Международному уголовному суду. Хотя многие представители научных, медицинских кругов и бизнес-элиты считают, что мирового филантропа обвиняют во всех грехах только необразованные и неблагодарные люди, отстающие от технологического прогресса. Вакцинация необходима, убеждены они.
Казахстанских антиваксеров подозревают в коронавирусном диссидентстве и даже в информационном терроризме. Мне кажется, было бы мудрее наладить диалог с ними и использовать их энергию и аудиторию в нужном русле сотрудничества на пользу всем .
Смятение и обеспокоенность, которые вызывают потоки информации во Всемирной сети, простому человеку невозможно преодолеть без содержательных объяснений и комментариев. В той или иной степени, это делают все масс-медиа в любой стране.
Как феерично влияет на умы сограждан Никита Михалков в своей программе «Бесогон»! Профессионализм великого режиссера и актера в умении манипулировать фактами и сюжетами в нужном ему, а главное, Государству Российскому, русле не может не вызывать восхищения.
Ярким примером использования soft power – «мягкой силы» в продвижении внешней политики Катара может служить журналист Мехди Хасан из «Аль Джазиры» – яркий пример виртуозного профессионализма в проведении прямых эфиров с международными экспертами.
Этим должны заниматься и казахстанские СМИ.
Множество специалистов из разных сфер и стран готовы делиться своим мнением онлайн в условиях пандемии совершенно бесплатно, как из гуманитарных, так и личных, — с целью расширения аудитории, соображений. Переформатирование череды затратных международных конференций, проводимых в имиджевых целях, в режим просветительских онлайн-передач на республиканском ТВ было бы весьма полезным делом для расширения кругозора населения страны. Глядишь, и рейтинги каналов поднимутся.
Помимо этого, необходимо срочно решать насущную задачу организации качественного онлайн-образования. Оно и так было не на высоте до пандемии и требует особого внимания сейчас. Окончательный крах системы образования может стать крахом всей нации.
Пазл 5. Мир переживает каскад кризисов.
За кризисом в международных отношениях случился пандемический, а за ним последовал многоуровневый экономический кризис, и он все еще продолжается.
Многие эксперты считают, что пандемия стала эффективным инструментом для переформатирования мировой экономики.
Член Совета по внешней и оборонной политике РФ Андрей Ильницкий выделяет также кризис альянсов, в наиболее отчетливой форме проявившийся в упадке НАТО. Он подчеркивает, что подобные тенденции наблюдаются и в Европейском союзе, Лиге арабских государств, АСЕАН, да и ЕАЭС находится в состоянии стагнации. Российский эксперт также констатирует, что:
«Во время пандемии ни один из текущих локальных вооруженных конфликтов не был прекращен, напротив – некоторые из них получили новый и опасный импульс к развитию».
Пазл 6. Что нам делать?
Контуры постпандемического будущего видятся нечетко.
Согласно апрельскому прогнозу МВФ, мировая экономика в 2020 году потеряет 3 процента ВВП, тогда как в прошлом году она показывала рост в 3 процента. В дополнение к базовому МВФ дает еще три сценария кризиса. Первый предполагает более затяжное распространение коронавирусной инфекции в 2020 году, что обернется дополнительными 3 процентами падения ВВП. То есть суммарная потеря составит 6 процентов. Второй сценарий предполагает новую вспышку инфекции в 2021 году, это будет означать дополнительные 5 процентов падения ВВП. Наконец, третий сценарий объединяет эти два сценария и добавляет падение ВВП еще на 8 процентов, или суммарно – на 11 процентов.
Человечеству приходится выживать в парадоксальной ситуации, когда всем странам нужно существовать в режиме дистанцирования и в то же время активно участвовать в глобальной конкурентной борьбе за место под солнцем в новой мировой системе.
Казахстану в этих условиях очень нужны правильные люди, пассионарии, умеющие нестандартно мыслить. И очень важно, чтобы люди, от которых зависит принятие решений, имели развитое чувство эмпатии и патриотизма, умели брать на себя ответственность за судьбы людей и будущее страны.
Уверена, чтобы выжить, мы все должны прекратить любые дрязги на всех уровнях. Нас и так слишком мало, чтобы жаждать крови друг друга.
Не надо делать из талантливых и любящих свою страну молодых людей оппозиционеров и врагов. Дадим им шанс изменить страну к лучшему.
Нужно всем вместе работать над тем, чтобы Казахстан занял достойное место в новом, непонятном пока мире, а не исчез с его карты в результате нового передела между великими державами. А он грядет, этот передел.
И совсем нельзя верить тем, кто не любит Казахстан. Тем, кто готов продать его ради наживы. Тем, из кого «отечество постепенно вымывается и покидает их по кусочкам». Родину невозможно вымыть, потому, что она как кровь в твоих жилах. Если нет крови, значит, ты мертв. Отчизна не может покинуть тебя по кусочкам, потому что она больше тебя. Это ты — для нее, а не она — для тебя. Это мы должны отдать себя по кусочкам ей, если родная земля в опасности и нуждается в нас. А сейчас она в реальной опасности. Тот, кто этого не понимает, – слеп. Перед глобальными вызовами, болезнью и смертью мы все равны.
Поэтому бороться за жизнь и страну нужно всем вместе.